23:43 

О Викторе Розове и Вильяме Шекспире

Григорий Головин
Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь своё Отечество (с)
gazeta-pravda.ru/content/view/15020/34/

Автор: А.В. ПАРФЁНОВ. Рабочий. г. Дмитров, Московская область.
А.В. ПАРФЁНОВ. Рабочий. г. Дмитров, Московская область.
Просмотров: 192

Великий английский драматург XVI — начала XVII века и один из крупнейших русских, советских драматургов ХХ столетия. Почему противопоставил их друг другу журналист Лев Колодный в газете «Московская правда»? Эта статья под заголовком «Кого хвалит гречневая каша», опубликованная в 1994 году, была перепечатана недавно «Правдой» на тематической странице «Необходимый Виктор Розов».

ПО МНЕНИЮ КОЛОДНОГО, если над пьесами Шекспира поколениям зрителей «страдать, любить, плакать и смеяться, духовно очищаясь и обогащаясь», то драматургия Виктора Розова «недолговечна, своё время она не пережила, умерла вместе с ним».

Колодный оказался плохим пророком. Сейчас только в Москве идут пять спектаклей по пьесам Розова, причём идут с большим успехом.

Но главная цель публикации Колодного, как справедливо писал преподаватель МВТУ им. Баумана Г. Крапивцев, — «очернить, оклеветать, предать анафеме ненавистную коммунистическую идею…»

«Коммунистическую заразу» — так её называет Колодный.

И тут, товарищи, давайте вернёмся к писателю, которого так настойчиво противопоставляет Лев Колодный Виктору Розову, — к Шекспиру.

Есть прекрасная книга Геннадия Гусева «Странствия великой мечты», рассказывающая о социальных, духовных, нравственных, эстетических (и прежде всего — литературных) предпосылках коммунизма. Воспользуемся материалами этой книги.

«Коммунистическая зараза»? Между прочим, на основоположников научного коммунизма именно творчество Шекспира оказало огромное влияние. В своей знаменитой «Исповеди» Карл Маркс в числе любимых поэтов назвал Шекспира первым! В трудах Маркса присутствует не менее ста пятидесяти упоминаний о Шекспире и ссылок на его произведения. А знаменитый монолог из «Тимона Афинского» о силе золота? Его неоднократно цитировал Маркс, в том числе и в «Капитале».

Шекспир, безусловно, антибуржуазен. Вот как написал в своей замечательной книге Геннадий Гусев: «Шекспир... бросает вызов сразу двум демонам: сословной иерархии и мракобесию феодализма — и беззастенчивому эгоизму и стяжательству капитализма... Шекспир осознаёт свою эпоху как всечеловеческую трагедию. Это безысходность для труженика, приговорённого к горю, страданиям, бессмысленной гибели; это обречённость таланта, горе ума и горе от ума, ибо невыносимо плох, невыносимо жесток и безобразен мир, но вдесятеро невыносимее, когда это понимаешь».



Зову я смерть; мне видеть

невтерпёж

Достоинство, что просит

подаянья,

Над простотой

глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном

одеянье,



И совершенству ложный

приговор,

И девственность,

поруганную грубо,

И неуместной почести

позор,

И мощь в плену у немощи

беззубой,



И прямоту, что глупостью

слывёт,

И глупость в маске

мудреца, пророка,

И вдохновения

зажатый рот,

И праведность на службе

у порока.



Всё мерзостно, что вижу я

вокруг...

Но как тебя покинуть,

милый друг!



Мы раньше думали, что этот 66-й сонет Шекспира — литературный памятник эпохи формирования капитализма в Англии, а он — о времени буржуазной реставрации в России. Окаянные 90-е принесли страдания и унижения десяткам миллионов угнетённых и обездоленных трудящихся, острое чувство боли за страну лучшим представителям интеллигенции. Ощущение горечи и невыносимой боли пронзает в тех беседах, которые наиболее совестливые деятели русской советской культуры (в том числе и Виктор Розов) вели с обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко в 90-е годы. Некоторые из них (поэт Юлия Друнина, писатель Вячеслав Кондратьев) в это трагическое время покончили с собой.

Подобное испытывали все честные люди. Одна женщина рассказала мне, как тяжело ей было в середине 90-х. Так обидно и больно за всё происходящее вокруг, что аж жить не хочется. И вот она увидела у памятника Ленину группу коммунистов под красным флагом. «Значит, не всё пропало, есть люди, которые не смирились, борются», — подумала она. Пришла к нам, вступила в партию, по мере сил ведёт общественную работу.

Значит, выход — в объединении людей. Необходимо объединение в боевой союз товарищей — Коммунистическую партию. Объединение трудящихся в борьбе за свои права, за социализм. Объединение истинных патриотов для спасения Отечества.

Однако вернёмся к Колодному. Ну просто бесят его коммунистические идеи. В своей статье он обращается к Виктору Розову: «…Хвалите вы такую заразу, как коммунистические «идеалы»… Поэтому и хочется мне вашу правдинскую похлёбку (то есть коммунистические идеи. — А.П.)… извините меня за грубость, спустить в унитаз, смыть холодной водой».

Одной из важнейших составляющих коммунистической идеологии является идея равенства. Но ведь и Шекспир проводил в своих произведениях идею изначального природного равенства людей.



Странно мне,

Что кровь людей

различных, если вместе

Смешать её — одна перед другой

Не разнится ни теплотой,

ни весом,

Ни краскою — а между тем она

В глазах людей исполнена

различий!

(«Конец — делу венец»).



А возродившийся (временно!) капитализм в России установил классовые, имущественные перегородки между людьми и накинул на трудящихся цепи угнетения и произвола.

Так подумай, читатель: Лев Колодный вместе с Шекспиром против Виктора Розова? Или Шекспир вместе с Розовым, с нами, трудящимися России?

@темы: Статьи

Комментарии
2013-07-13 в 15:13 

Constance_Ice
трепетный трилобит (с)
Это так прекрасно стилистически, что не могу не перепостить:) Спасибо за ссылку!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Клуб любителей творчества Шекспира

главная