16:20 

Papa-demon
к марту котик должен ебать мышей и, желательно, людей (с)
Про одежду в экранизациях "Гамлета"

23.02.2013 в 12:59
Пишет MirrinMinttu:

Совершенно потрясный блог
Рекомендую даже тем, кто к "тряпкам" глубоко равнодушен.

la-gatta-ciara.livejournal.com/192969.html

Alkuperäinen tekijä otsikolla Средневековые фактуры в костюмах фильма "Гамлет" (1990 г.)
Самым моим первым потрясением от красивых костюмов в кино был фильм «Гамлет» режиссера Франко Дзеффирелли. Нет — нет, я совсем не являюсь поклонницей этой экранизации знаменитой пьесы! Но, боже, какие замечательные там костюмы! Как я рада, что сегодня можно нажать на паузу в плеере и сколько угодно с удовольствием их разглядывать!





Читатели этого блога часто пытаются привлечь моё внимание к каким-нибудь костюмным фильмам или сериалам. Например, спрашивают, смотрела ли я, или, не хочу ли написать пост о костюмах «Тюдоров» или «Еще одна из рода Болейн». Смотрела и не хочу, потому что для меня, костюмы в этих проектах - безжизненные и плоские. Они такие чистенькие, новенькие, яркие и блестящие, практически,  лишенные отделки. Разумеется, я понимаю, что такова была изначальная задумка — осовременнить костюм, сделать его более понятным зрителю. Да и смета на покупку тканей и изготовление костюмов при этом существенно сократилась.




кадр из фильма "Еще одна из рода Болейн"


Но в итоге, в этих костюмах нет объема. Нет истории. Они похожи на купленное вчера платье. А какая история может быть у такого платья, которое еще никто не надевал?





Сравните эти две брони: на верхнем фото, в "Тюдорах", она похожа на новенькую, игрушечную, из крашенного пластика. Другое дело, та, которая надета на Гибсоне в "Гамлете" - потертая и потемневшая от времени, без сомнения, металлическая.
  




Я — за живописность костюма, за богатство и глубину цвета и фактур. А не за плоскую яркую картинку комикса в историческом кино. Правды ради, надо сказать, что талант создавать сложно-фактурные костюмы дан не всем. Художник по костюмам Маурицио Милленотти (я писала о его работе над фильмом "Бессмертная возлюбленная" здесь) одарен им в избытке.

Итак, «Гамлет».





Что в фильме дает нам понять, что это Дания в период холодного и мрачного позднего средневековья? Не все мы — историки и знатоки моды того периода, не так ли? И тем не менее, в фильме нам это сразу становится понятно. Создают это ощущение фактуры тканей: грубые, сложные, с отделкой из кожи и меха, с обилием вязанного вручную трикотажа.
В самой пьесе нет ничего веселого, легкомысленного, милого. Все погружено во мрак недоверия, предательства, измен. Поэтому, основная гамма костюмов темная. Самые светлые костюмы в фильме у Офелии.





У героини юной Хелены Бонем-Картер душа безгрешная, ангельская. Это отражено и в ее костюмах.





Платья сшиты из отбеленных льна и шерсти.
Только в сцене «Мышеловки» Офелия надевает шелковое сюрко.
Бархат, шелк, парча привозились из Италии, Франции, с Востока и были очень дорогими.





Шерсть, лен — самые популярные ткани Северной Европы того времени: холодные, продуваемые ветрами замки, заставляли людей максимально утепляться. В основном, ткали сами, что мы видим в сцене Офелии и Гамлета.





Шелком и золотом вышивали одежды богатых людей, но Гамлет, даром, что Принц Датский, пренебрегает пафосными, дорогими тканями, его голова занята не нарядами, а тяжелыми нравственными размышлениями, что подчеркивают фактуры костюмов.






И заметьте, что его одежда кажется заношенной, настоящей. А ручная вязка имеет свой специфический ритм. Осмелюсь сказать, что он такой же сложный, как раздумья героя.
Каждый костюм трансформируется, как минимум, в три других.





Например, снимается верхняя кожаная туника и принц остается в  дублете, напоминающим корсет, к которому широкими, грубыми стежками пришивается вязаный верх.





В пылу бушуемой внутри него страсти, Гамлет срывает с себя и эту одежду, оставаясь незащищенным, без брони многослойных одежд, в одной рубахе.





Практически, все костюмы Гамлета черные. Процитирую Шекспира (в переводе Л. Пастернака), который вложил в уста Принца такие слова:

  "...Ни мрачность
  Плаща на мне, ни платья чернота,
  Ни хриплая прерывистость дыханья,
  Ни слезы в три ручья, ни худоба,
  Ни прочие свидетельства страданья
  Не в силах выразить моей души".

Но у его одежд в фильме черный цвет не плотный и густой, а выцветший, потертый, блекловатый. Почему? Гамлет — это не тот принц, что шаркает в атласных туфлях на балу, он привык много находиться в седле, если надо - спать на земле, охотиться или воевать. 





Единственный раз, в сцене «Мышеловки», костюм Гамлета «запылал алым огнем».




Опять-таки, по ходу сцены происходит трансформация костюма.


За счет того, что в одном костюме используется много разных фактур, таких, как кожа, мех, трикотаж, сукно, на которых по-разному преломляется свет, он не выглядит скучно. Его хочется долго рассматривать, обращать внимание на разные интересные детали. К тому же, поскольку, кино — это искусство визуальное, а костюмы подчинены драматургии, то дробность фактур Гамлета отвечает за его внутреннее беспокойное состояние. Помните, я уже вам рассказывала, что глядя на неравномерный ритм плетения мы подсознательно испытываем беспокойство, тревогу? Так и тут.





В Гертруде костюмом подчеркнута ее невероятная женственность и хрупкость. Тяжелые средневековые костюмы и сложные прически обрамляют лицо, словно богая рама красивую картину. Они не могут затмить нежную акварельность лица Королевы.





Этот наряд, хотя и сшит из тяжелого бархата и расшит серебром, прекрасно гармонирует с внешностью актрисы Глен Клоуз, и делает ее почти прозрачной, эфемерной.





Такие пастельные цвета костюмов Гертруды, говорящие о ее беззаботном счастье, были у героини ровно до кульминационного момента — приезда бродячей труппы, показавшей «Мышеловку»: пьесу, сочененную Гамлетом о жене, предавшей память умершего мужа и вышедшей замуж за его убийцу.







И вот уже нежные, прохладные оттенки меняются на драматичные цвета: черный, бордовый, алый.













Этот мягкий лавандовый оттенок, который так идет Королеве, словно последний отблеск надежды, на то, что все будет хорошо. Но нет, мы с вами знаем, чем закончилась вся эта история: «Не пей вина, Гертруда!»

Вот так интересно рассказал нам Милленотти христоматийную историю. А представляете, сколько труда вложено в создание каждого такого костюма? Как сложно подобрать нужные ткани, тесемки, шнурочки? Создать нужные объемы и соблюсти пропорции? К тому же, фильм не ограничивается тремя персонажами, о которых я сейчас рассказала. Кстати, в 1991 году художник по костюмам за эту работу был номинирован на Оскар, жаль, что он его тогда не получил...

Скачать фильм "Гамлет" http://kinozal.tv/details.php?id=282842
  
Милленотти и "Бессмертная возлюбленная" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/85053.html
Еще немного о Милленотти и его "Анне Карениной" можно почитать тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/157257.html
и послушать его рассказ о работе над костюмами в кино здесь http://la-gatta-ciara.livejournal.com/183776.html
И надолго мы с ним не прощаемся!



URL записи

@темы: Видео, История, Кино, Театр, Фотографии

Комментарии
2013-03-09 в 23:09 

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
Спасибо, это реально интересно!

2013-03-09 в 23:11 

Papa-demon
к марту котик должен ебать мышей и, желательно, людей (с)
а я посмотрела скрины и вспомнила этот фильм, в свое время мне там очень офелия понравилась.

2013-03-09 в 23:16 

Лотильда
Vulpes pilum mutat, non mores
Угу, Хелена прекрасна, её образ в фильме похож на образ святой Клары из фильма про святого Франциска ))

2013-03-09 в 23:51 

daukus_garota
Спасибо вам за пост. Костюмы, превосходны. Хотя убежден что "Гамлета" можно экранизировать только посредством черно белой палитры , или же в темных полутонах. Яркие цвета делают его совершенно нежизнеспособным. Так как палитра "Гамлета" несомненно сновидческая, а потому кинематографическая репрезентация должна ей соответствовать.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Клуб любителей творчества Шекспира

главная